Еврейская демонстрация (Фото: EPA)

Определять еврейство и по матери, и отцу: почему Закон о возвращении нужно срочно изменить

Пора изменить формулировку, касающуюся определения еврейства. Ибо в этом спасение Государства Израиль

 

Если бы главные герои Священного писания переместились в наши дни и обратились в ближайший филиал раввината, то большинство из них признали бы "гоями", не имеющими права сочетаться браком по еврейскому закону (псулей-хитун). Просто потому, что их матери не были еврейками. Этот список включает, например, потомков праотца Иакова (Яакова), рожденных от арамейских жен и наложниц-чужестранок, Гершона и Элиэзера, детей пророка Моисея (Моше) и мадианитянки Ципоры, Авшалома, сына царя Давида и Маахи, дочери царя Гессура, царя Рехавама, сына Соломона (Шломо) и аммонитянки Наамы.
 
Традиция определения еврейства по материнской линии восходит к эпохе Эзры и Нехемии, изгнавших всех нееврейских жен. Однако галахическое объяснение этой традиции фигурирует в Гемаре (Вавилонский Талмуд), где дается толкование строки из книги "Дварим" ("Второзаконие"): "И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего". Эти слова обращены к коленам Израилевым, чтобы те не смешивались с окружающими народами Ханаана. Однако эти строки можно толковать по разному - тем более что в той же Гемаре упоминаются случаи, когда еврейство определяется по отцу.
 
Так или иначе, в наши дни, согласно ортодоксальной Галахе, евреем считается тот, у кого мать еврейка, либо тот, кто принял иудаизм. Но дело в том, что Галаха - это не окаменелый свод законов, а живой диалог с реальностью. Если кому-то кажется, что Галаха застряла в эпохе формирования Талмуда или в период написания книги "Шульхан арух", он глубоко заблуждается. Законы иудаизма обязаны постоянно развиваться, давать ответы на вопросы современности и справляться с технологическими вызовами нашего времени.

Заповеди (Фото: shutterstock)

Законы и принципы Галахи позволяют адаптироваться к современным реалиям. Раввины имеют полное право, опираясь на опыт еврейских мудрецов прошлого, вносить изменения в свод еврейских законов.


Пора изменить формулировку Закона о возвращении, касающуюся определения еврейства. Закон гласит, что еврей - это "человек, рожденный еврейской матерью или принявший иудаизм, а также не перешедший в другую веру". Сколько путаницы в одной фразе, смешивающей этническую идентичность с религиозной!

Этимология слова "еврей" (йехуди) связана с географией (Иудея, Эрец-Исраэль). Поэтому стоило бы сформулировать соответствующий параграф закона следующим образом: еврей - тот, у кого родители (или один из родителей) - евреи. Это позволит американцу, французу или россиянину еврейского происхождения реализовать свое право на возвращение на историческую родину - вне всякой связи с его верованиями и мировоззрением.

Как бы это странно ни звучало, еврей может быть атеистом, христианином или мусульманином. Идеологические и религиозные воззрения человек может менять каждую неделю. Однако принадлежность к еврейскому народу не подлежит изменению - она врожденная.

На мой взгляд, в Закон о возвращении должна быть внесена поправка: вместо слов "мать-еврейка" должно быть написано "родитель-еврей". В иудаизме существует понятие "зера Исраэль" (еврейское семя). У многих народов этническая принадлежность определяется по отцу. Определение еврейства по матери в современном мире не дает никаких преимуществ. 

Принцип наследования еврейства по материнской линии базировался, по-видимому, на том, что отцовство всегда могло быть поставлено под сомнение. Однако сегодня все иначе. Во-первых, мать наверняка знает, кто отец ее ребенка, да и вмешательство подобного рода в личную жизнь в современном мире неприемлемо. Во-вторых, если кому-то действительно важно выяснить, кто отец ребенка, для этого существуют современные генетические технологии, позволяющие с точностью определять отцовство. Таким образом, определение еврейства как по матери, так и по отцу облегчит жизнь большому числу людей. 
Сегодня дети отцов-евреев должны проходить гиюр - трудно найти больший абсурд. Государство Израиль также должно признавать и еврейство внуков евреев, то есть кто еврей "лишь" на 25%.

Нам категорически следует воздерживаться от таких слов, как "еврейская раса" и "еврейская кровь", хотя даже Бен-Гурион иногда использовал подобные понятия. Евреи, со всем их общинным разнообразием, в той или иной степени имеют общее генетическое происхождение (что включает, к сожалению, и склонность к определенным заболеваниям). Однако речь ни в коем случае не идет об отдельной расе. Нет никакого специфического еврейского типажа, подобного тому, который мы видим в антисемитских карикатурах и нацистской пропаганде.

Согласно исследованию американского института Пью (Pew Research Center), в последние 10 лет 61 процент американских евреев имеют нееврейского супруга. По данным Израильского института демократии, около 26 процентов израильтян считают евреями тех, у кого еврей из родителей лишь отец.
Кроме того, реформистские общины во всем мире уже давно определяют еврейство не только по материнской, но и по отцовской линии. Ортодоксальная Галаха обязана адаптироваться к современности и в этом вопросе. 

Я не столь наивен, чтобы не понимать, какое сопротивление подобным изменениям окажут многие приверженцы ортодоксального иудаизма. Но речь идет о спасении еврейского народа. Прямо сейчас происходит то, что некоторые называют "тихой катастрофой": миллионы евреев незаметно растворяются в других народах. Признание еврейства по отцу и по деду позволит нам сохранить для еврейского народа миллионы людей общего с нами происхождения. Они смогут репатриироваться в Израиль, создать здесь семью и разделить судьбу со своим народом. Через 50 или 100 лет мы пожалеем о том, что не предприняли этот шаг.

Источник: https://www.vesty.co.il/main/opinions/article/h1ng6lvgi 
Перевод: Гай Франкович
 
Ницан Гамбург, Ynet|
03.10.22, 11:55