Те, кто читал мою статью "5 вещей, которые мне нравятся в Израиле", помнят, что есть в этой стране много хорошего. Но сегодня мы перейдем на темную сторону и поговорим о том, что тут есть плохого. А плохое есть. И немало. Ясное дело, что тут все субъективно, и то, что меня раздражает, кому-то может показаться малозначительным. Но я не пытаюсь говорить за всех. 5 пунктов, которые я сейчас перечислю, это мои личные ощущения.
1. МЕНТАЛИТЕТ. Сразу скажу, дело тут не в Израиле. То есть не исключительно в Израиле. Такие же проблемы будут повсюду, где люди иначе воспитаны и живут в других традициях. А иногда еще сталкиваются два темперамента - сдержанный северный и плохо сдерживаемый южный. Короче, я к тому, что разницу можно объяснить. Но это не помогает с ней смириться. Например, меня очень раздражает, что в Израиле не принято уступать женщинам дорогу или место в общественном транспорте, не принято пропускать вперед, придерживать перед ней дверь и вообще вести себя, по нашим представлениям, галантно или как минимум вежливо. Или, раз уж заговорили о транспорте, люди, которые хотят войти в автобус или в поезд, ни за что на отойдут в сторону, чтобы выпустить тех, кто выходит. То есть входящие и выходящие одновременно протискиваются через плечи и локти друг друга, но никому и в голову не придет уступить другим дорогу.
Еще одна крайне раздражающая черта - это привычка разговаривать постоянно, вообще не затыкаясь. Особенно по телефону. При этом многие (слишком многие) израильтяне по неведомым причинам не любят держать телефон возле уха. Они любят поднести его к губам, как блюдце на картине "За чаем", и разговаривать по громкой связи. То есть ты слышишь не только говорящего по телефону, но и его собеседника. Без конца, без пауз и остановок.
Все бы ничего, если бы они хотя бы говорили тихо. Но они же вопят в полный голос. И плевать, где они находятся - на улице, в транспорте, в лифте. В израильских поездах есть отдельные вагоны тишины. Там повсюду расклеены таблички с просьбой не говорить по телефону, не смотреть видео и не слушать музыку без наушников (да, этот тут совершенно обычное дело - громко врубить что-то в телефоне и не испытывать по этому поводу ни капли сомнений). И что бы вы думали. Первое, что делают люди, усевшись в этом вагоне, это достают телефоны, врубают громкую связь и, как по рации, треплются всю дорогу. Во весь голос, не стесняясь. Такой разговор может длиться всю поездку, полчаса, сорок минут, час. Если вы не запаслись наушниками, чтобы хоть чем-то заглушить этот оглушительный разговор, ведущийся с пулеметной скоростью, вы обречены слушать его, пока кто-то из вас не покинет вагон.
Один наш сосед в городе Наария любил с кем-нибудь пообщаться в районе часа ночи. Он высовывался в окно и по громкой связи обсуждал что-то невероятно важное, что никак не могло подождать до утра. Ночи в Израиле жаркие, все окна открыты. Поэтому в каждой квартире нашего дома было отчетливо слышно каждое слово общительного соседа и его страдающего бессонницей собеседника. Никогда еще так настойчиво не хотелось вырвать кому-то голосовые связки голыми руками. Но пришлось ограничиться парой вежливых слов, сказанных тем не менее крайне невежливым тоном. Он понял намек и с тех пор, если и вел свои ежевечерние переговоры, то не публично. Все соседи, надо думать, вздохнули с облегчением.
Этот пример на самом деле хорошо иллюстрирует одно ключевое отличие местного менталитета. Нас с детства учили постоянно учитывать интересы окружающих, не шуметь, не нарушать правил, вести себя хорошо, то есть так, чтобы не доставлять проблем другим людям. Тут все ровно наоборот. Каждый считает, что его персональное удобство превыше всего. И этим принципом объясняется все вышеперечисленное и еще многое другое. К примеру, два человека могут остановиться на улице, в самом узком месте тротуара, и начать длинную обстоятельную беседу, напрочь перегородив дорогу другим. Даже когда окружающие станут обходить их по проезжей части, это нисколько не смутит собеседников, поскольку им двоим вполне удобно.
Или вот еще пример. Некоторые в транспорте кладут ноги на сиденье напротив. Не только молодежь, как можно было бы подумать. Я видел женщину лет 65-и, которая, разговаривая по телефону в точности, как я описывал, водрузила ноги в сапогах сомнительной чистоты на соседнее сиденье. Конечно, если вы попросите, человек ноги уберет, чтобы освободить вам место. Но захотите ли вы присесть, зная, что там только что побывали чьи-то сапоги?
2. ЦЕНЫ. Слушайте, ну это совершенно неприлично. Видел я дорогие страны, даже жил несколько лет в Москве, которая в России считается запредельно дорогой, но такой дороговизны, как в Израиле не встречал нигде. Все, что тут продается - от губок для мытья посуды до недвижимости - просто абсурдно дорого. Возьмите любой товар, цену на который вы знаете в России, и умножьте на три, на пять, на восемь. Есть вещи, которые стоят (я не шучу) в 10 раз дороже, чем в Москве!
Понятное дело, сравнивать цены в Израиле и в России неправильно. Тут и зарабатывают гораздо больше. Минимальная зарплата в Израиле 5 тысяч шекелей с небольшим, в переводе на рубли это около 100 тысяч. О такой зарплате в России можно только мечтать. А здесь ее едва хватает, чтобы свести концы с концами. Ну да, всем понятно, что переводить цены из шекелей в рубли вроде как бессмысленно. Но как иначе вы вообще поймете, дорого это или дешево? Что такое цена в 5 шекелей? Или в тысячу? К чему ее привязать? Вот и привязываем к привычному. Мы же точно знаем, что почем в рублях, понимаем, какие товары дорогие в этой системе координат, какие дешевые. Но тут есть своя засада. То, что в России всегда считалось копеечным, в Израиле может стоить втридорога. Скажем, килограмм говяжьего фарша стоит ровно столько же, сколько упаковка туалетной бумаги. Думаете, это означает, что мясо стоит так же дешево, как туалетная бумага? Черта с два! Как раз наоборот. В пересчете на русские деньги каждый из этих товаров обойдется вам рублей в 700-800. Как это вообще возможно? Где мясо и где туалетная бумага. Или маленькая баночка йогурта обойдется вам в ту же сумму, как 100 граммов пармезана. Это как если бы бутылка кефира равнялась по цене шампанскому Дом Периньон. Абсурд, я же говорю.
Особенно бесит, что здесь никогда в жизни у вас не будет шанса купить квартиру. Если только вы не приехали с огромным счетом в банке. Ну, или еще есть вероятность, что вы эксперт мирового уровня в какой-то крайне востребованной сфере. Светило пластической хирургии, например. В остальных случаях максимум, что вам доступно, это взять ипотеку. Но, во-первых, на нее еще фиг наскребешь первый взнос, а во-вторых, квартира, при здешних-то ценах, станет действительно вашей только в глубокой старости, когда вы наконец выплатите все до остатка. Если в Москве сегодня для покупки скромной квартиры вам понадобится 6-7 миллионов рублей, что в Израиле за аналогичную вы заплатите 15-20 миллионов. И это не в центре, конечно. За квартиру в Тель-Авиве придется выложить гораздо больше.
3. МЕДИЦИНА. Самое большое мое разочарование в Израиле. Надо признать, что у местной медицины гениальный пиар за пределами страны. Во всяком случае в России все свято верят, что Израиль находится на передовом рубеже мировой медицины. Он прямо-таки флагман. Если чего-то не лечат в Израиле, то скорее всего этого не лечат нигде. А еще тут страховая медицина, поэтому каждый гражданин лечится бесплатно. Но, когда ты, собственно, становишься гражданином страны, ты очень быстро теряешь эти розовые очки. Все медицинские учреждения, в которых мне довелось побывать, в лучшем случае такие же, как в России. А часто хуже. По оборудованию, по квалификации персонала, по методам лечения. Например, чистка зубов, которую в России давно делают ультразвуком, в Израиле проводят с помощью металлической палочки, которой просто соскребают с зубов все лишнее. Вряд ли это похоже на передовые методы. Я уж не говорю о том, что для пациента это удовольствие, прямо скажем, ниже среднего.
Бесплатность медицины тоже довольно условная. Помимо того, что ты ежемесячно оплачиваешь страховку, так еще и за каждый визит к специалисту с твоей карты снимают какие-то суммы. Эти выплаты никто с вами не обсуждает заранее, не интересуется вашим согласием, - предполагают, что это подразумевается само собой.
Главный шок от столкновения с израильской медициной - это запись к врачам. Вы обращаетесь с проблемой, у вас что-то болит. Вам говорят, нет вопросов, запишем вас к доктору. Он готов принять вас через три месяца. Что?! Какие три месяца? Проблема же вот она, прямо сейчас. Она требует немедленного решения. Ну так мало ли что она там у вас требует. У доктора все расписано. Записать вас на прием через три месяца или сами как-то восстановитесь? Я обращался с одной довольно серьезной проблемой, и мне предложили запись через полгода. Это даже не исключение. Нормальная практика. Думаете, что сможете сами купить что-то в аптеке и заняться, как это было в России, самолечением? Не тут-то было. Ничего существенного вам без рецепта не продадут. К тому же то, что продадут, обойдется вам втридорога (см. пункт 2 этого списка).
И окончательно добивает то, что, прождав все эти месяцы, ты попадаешь на прием к какому-то кретину с пустым равнодушным взглядом, который говорит вам, что вашей проблемы не существует. Что это психосоматика, вы сами себе придумываете проблемы, чтобы отрывать от дела серьезных докторов. Вам определенно больше нечем заняться. А если вы совершите фатальную ошибку, показав результаты обследования из России, то все, пиши пропало. Вы выслушаете длинную возмущенную лекцию (на русском языке, что самое забавное) о том, что в России нет медицины, что все врачи там шарлатаны и все лекарства - отрава, запрещенная в приличных странах, то есть, собственно, в Израиле. Я такую лекцию вежливо выслушал дважды от двух разных уважаемых специалистов. Когда следующий врач начал третий заход, я почувствовал, что мое уважение вместе с вежливостью стремительно падает. Я ответил, что готов выслушать критику в адрес других докторов только в том случае, если вы будете единственным, кто мне поможет.
Но нет, помогать они не торопятся. Заключение врача: ваша проблема преувеличена, ваши идеи насчет возможного диагноза - полный бред, а причины ваших симптомов абсолютно не те, что вы предполагали. Поэтому вот вам стандартный акамоль, который не лечит вообще ничего, идите себе, не тратьте больше наше драгоценное время. А, и чуть не забыл, пейте больше воды, это решит все проблемы, включая воображаемые.
Конечно, может случиться чудо и вам повезет попасть к приличному врачу. Это бывает. Невероятно редко, по моим наблюдениям, но бывает. Не может быть, чтобы все врачи в стране были бездарностями. Но чаще всего, вам нужно перебрать множество ни на что не годных докторов, прежде чем попасть к стоящему специалисту. А учитывая, что каждого приема вы ждете по несколько месяцев, процесс этот может быть очень-очень долгим.
4. АРХИТЕКТУРА. Сегодня при въезде в Израиль могут быть проблемы. Случается (хоть и нечасто), что без всяких видимых причин и без объяснения человека на границе разворачивают назад. Я очень жалею, что людей, которые привезли в Израиль идеи конструктивизма в архитектуре и всякого прочего баухауса, не тормознули на границе и не запретили въезд. Вы, ребята, собираетесь застроить всю страну серыми бетонными кубами? Обломайтесь. Забирайте свои чертежи с однообразными прямоугольниками и валите в какую-нибудь Исландию, там такое любят.
Реально, сегодня города Израиля выглядят как близнецы. Довольно неказистые близнецы, надо заметить. Вот попробуйте побродить на google maps в режиме просмотра улиц по разным городам. Просто тыкайте в карту наугад. Гарантирую, вы вообще не заметите отличий. Повсюду одна и та же унылая застройка.
Да, районы новостроек отличаются, там уже современные высотные здания, как повсюду в мире. Но большая часть существующих домов - это жуткие панельные уродцы. Часто на сваях, или, как тут говорят, на столбах. Первый этаж считается нулевым, называется карка и предназначен для технических помещений и кладовок. Эти дома обычно без лифта и с очень узкими лестничными пролетами. Так что въезжать и выезжать из таких квартир с мебелью - целая проблема. Все холодильники и стиральные машины - только на руках и на собственной спине. К сожалению, именно в этих домах чаще всего сдаются квартиры в аренду.
Как я уже писал здесь, в Тель-Авиве, Иерусалиме, отчасти в Хайфе и может еще паре-тройке городов встречаются действительно впечатляющие улицы, где все здания особенные, построенные в разных стилях, с декором и прочими архитектурными излишествами. Есть дома в восточных традициях, со стрельчатыми окнами и витиеватым орнаментом, есть целые кварталы, как две капли воды похожие на европейские, с отчетливо узнаваемой немецкой или британской архитектурой. Но это отдельные улицы и районы. А общий фон все равно угнетающий.
Вы скажете, ну подумаешь, это мелочи. Тем более, что в стране такая буйная, вечно цветущая зелень, в которой буквально утопают все постройки, так какая разница, что там за архитектурный стиль. Мне тоже так казалось. Но знаете, я ошибался. Оказалось, что это важно. Эстетика - это то, чего ты никогда не ценишь, пока не лишаешься. Сейчас я отчетливо понимаю, что мне очень не хватает по-настоящему красивых улиц со зданиями, которые хотелось бы рассматривать и в которых хотелось бы жить.
5. ШАБАТ. Если б вы знали, как я ненавижу шабат! Какая же это идиотская, бесчеловечная идея - обречь всех до одного на абсолютную пассивность в выходной день. Ну невозможно каждого заставить отдыхать одинаково. Никогда не будет такого, чтобы все без исключения молились и читали Тору. Это так же глупо, как заставить людей бегать трусцой в свой выходной день только потому, что тот, от кого такие решения зависят, сам любит побегать. Ну любишь, так и бегай себе, оставь нас в покое. Я еще могу понять, если бы он нас старался заинтересовать, пропагандируя бег как здоровый образ жизни. Но вынуждать всех - это идиотизм. И свинство.
Тут такая же фигня. Как вообще можно ожидать, что люди разных вероисповеданий, а многие и вовсе атеисты, станут придерживаться (по принуждению!) принципов господствующей религии в стране? Понятно, что религиозному лобби в правительстве Израиля глубоко плевать на проблемы неиудеев. Они предпочитают соблюдать свои традиции и не желают видеть, как их не соблюдают другие. Мы своим вольным поведение в шабат оскорбляем их религиозные чувства.
Тогда у меня предложение. Если это религиозная страна (тут ведь даже конституции нет, мы живем по Торе), так не пускайте сюда тех, кто вне иудаизма. Вот просто провозгласите, что еврей - это чисто религиозная категория, и всем безбожникам тут не место. А если мы все-таки предполагаем, что это нормальная демократическая страна, то хватит уже этого мракобесия. Пусть ортодоксы живут себе по своим правилам, все остальные по своим. Я вообще не религиозный человек, но мне совершенно не нужно, чтобы все были такими же. Я очень уважаю любую религию до тех пор, пока она не проявляет всякого рода агрессию. А требование полной пассивности в шабат - это посягательство на мою личную свободу, то есть агрессия.
Разумеется, речь не о физической пассивности. Никто не возражает, если вы занимаетесь спортом, например, или решаете провести дома генеральную уборку (хотя тут вот набожные соседи будут недовольны, конечно). Но вы не сможете в шабат сходить в кино или в театр. Вы не зайдете ни в один музей. Вы не устроите себе семейный шопинг. Вы не поедете осмотреть Иерусалим, скажем, или Тверию, потому что поезда и автобусы не ходят. Вы не заглянете в свой банк, чтобы решить какую бы то ни было проблему, потому что банки закрыты. Вы не купите хлеба или молока в супермаркете, если вдруг забыли это сделать до начала шабата. Вы не отремонтируете свои часы, не замените проколотую шину велосипеда, не купите проездной на следующий месяц, вы ничего не сделаете, потому что всё закрыто. Вам предписано сидеть на попе ровно и читать Тору, пока не разрешат шевелиться. А разрешат вечером в субботу, когда стемнеет, и когда вам уже ничего и не нужно, потому что утром в воскресенье ни свет ни заря вставать на работу: неделя-то тут с воскресенья начинается, а не с понедельника, как у каких-нибудь гоев.
Шабат - это пустой день, бессмысленный день, потерянный, что особенно обидно, после трудной рабочей недели.
Ну и вот вам еще вишенка на торте. Знаете, сколько праздников в Израиле? Их чертова уйма. А знаете, что такое праздник в Израите? Это тот же самый шабат, когда закрыто всё. И наличие праздника на неделе совершенно не отменяет наступление обычного шабата в пятницу вечером. Так что временами тут наступают целые блоки таких беспрерывных пассивных дней, когда по улицам, будто зомби, бродят толпы неприкаянных людей, задолбавшихся придумывать, чем себя занять, когда решительно некуда пойти.
Тель-Авиву с Хайфой повезло. Тут все же кой-какой транспорт ходит и в субботу. Ждать, правда, порой приходится по полчаса, но это хоть что-то. Кое-где встречаются рестораны и кофейни, пренебрегающие шабатом (пусть их владельцы будут здоровы!). И изредка - далеко не везде - можно увидеть магазин, мужественно продолжающий торговлю. Если бы не эти исключения, вообще не представляю, как пережить этот придурочный день. Но приходилось мне бывать в таких местах, где в субботу просто вымирает всё, не оставляя ни малейшего шанса. Восхищаюсь людьми, которые там живут. Завидую их стойкости. Сам я, видит бог, на такое не способен.
общем вот. Это список того, с чем я никак не могу примириться в Израиле. Список неполный, как и вот этот, но состоит, пожалуй, из главных моих раздражителей на сегодня. Не исключено, что со временем мое отношение сгладится. Если это произойдет, обязательно расскажу.